К чему готовиться менеджменту компании после коронавируса

В этой статье мы не будем посыпать голову пеплом и бесконечно обсуждать, какой глубокий кризис всех нас ждет. Обратим внимание на глобальные тенденции, которые формируются в сфере корпоративного менеджмента и управления персоналом.

Удаленка: работники и менеджмент меняются местами в своих стремлениях
Уже несколько лет опросы персонала показывают, что заметная доля сотрудников уверена в том, что вполне сможет выполнять свои рабочие обязанности и без посещения офиса. На пути претворения этого стремления в жизнь стоял только консерватизм менеджмента некоторых компаний. Внезапно захлестнувшая все сферы жизни эпидемия коронавируса заставила руководителей распрощаться с консерватизмом. Тест-драйв перевода на удаленку многие организации прошли в экстремальном режиме. Выяснилось, что часть персонала вполне может работать из дома, особенно если отточить некоторые процессы. В условиях непростой экономической ситуации такой перевод позволяет еще и сэкономить: например, на приобретении техники и мебели, текущих офисных расходах, аренде доп. площадей и т. д. Головная боль по поводу того, где и на чем работать полностью перекладывается на сотрудника. Это сейчас для менеджмента крайне важно. Так что большое количество руководителей после окончания режима самоизоляции начнут активно внедрять удаленку в своих компаниях.
С другой стороны, попробовав работать из дома, многие офисные сотрудники поняли, что манящие мечты об удаленке вдребезги разбиваются о реальность. По свежим опросам, проблемы с организацией рабочего места и самоорганизацией испытывают пять из четырех сотрудников, вынужденно оказавшихся на удаленке. И уже после пары недель такой работы яростно захотели обратно в офис.

Аутсорсинг персонала и работа с фрилансерами не теряют актуальность
Аутсорсинг – не диковинка на российском рынке труда, при этом данная практика может испытать второе рождение в пост-коронавирусном мире. В условиях экстремальной экономии топ-менеджменту стоит еще раз рассмотреть возможности перевода на аутсорс части процессов. В новой экономической реальности даже экономия, которая до этого казалась незначительной, может стать заметным подспорьем.

Рывок в онлайн


Как и в случае с удаленной работой, режим самоизоляции вынудил многих граждан преодолеть консерватизм и обратиться к онлайн-сервисам. Оказалось, что это не страшно и чаще всего очень удобно. Когда наконец настанет прекрасная пора и все мы сможем беспрепятственно гулять по улицам и магазинам, спрос на онлайн-сервисы хотя и частично снизится, но все равно окажется на более высоком уровне, чем до пандемии. Какой тут вывод для менеджмента компаний? Развивайте онлайн-направления. Усиливайте онлайн-сервисы, которые у вас уже есть, и попробуйте взглянуть по-новому на то, что еще можно начать переводить в онлайн. У этого направления есть безусловные перспективы, и лучше начать задумываться о них уже сейчас, чтобы не остаться в хвосте рынка. Возможно, в процессе таких раздумий получится придумать какие-то принципиально новые и востребованные онлайн-сервисы.

Менеджмент на пороге изменений


На что в этой связи стоит обратить внимание руководителю. Важно отработать механизмы онлайн-взаимодействия и уделить повышенное внимание построению рабочего графика удаленных сотрудников и улучшению навыков их самоорганизации. Опасность тут заключается в том, чтобы не перегнуть палку с контролем. Стремление менеджмента повесить на каждого сотрудника чип, установить программы удаленного контроля на их компьютер и постоянно следить за их работой дома с помощью камеры не приводит к нечеловеческому росту производительности, а выльется в снижение мотивации и лояльности, выгорание.
При развитии онлайн-сервисов и удаленного взаимодействия сотрудников поменяется сама структура менеджмента. В управленческой структуре можно будет сократить ряд уровней.

Консерватизм и открытость новому – как это возможно?


В новых условиях руководителю важно парадоксальным образом сочетать, казалось бы, несовместимые навыки. При стратегическом планировании и тактическом решении задач актуальна гибкость ума и способность по-новому взглянуть на корпоративные процессы, структуру компании, маркетинг. В то же время критически важно придерживаться консервативной схемы в управлении финансовыми потоками, чтобы удержаться на плаву. Те компании, которые смогут грамотно балансировать между этими двумя полюсами, смогут не просто выжить, а еще и открыть для себя новые горизонты на рынке.